Издательство Пачатковая школа
Издательство Пачатковая школа
Издательство Пачатковая школа
Учредитель - Министерство образования РБ
november,29 2014 saturday

Музыкальная шкатулка

Какие бывают марши
Какие бывают маршиВ переводе с французского «марш» означает «шествие». Маршем называется музыка, под которую удобно шагать. Именно для организации движения идущих людей и возникли марши. Музыка помогает не только упорядочить движение, но и объединить всех идущих общим настроением.

 

Изначально связанные с равномерным движением, все марши имеют общие черты. Это чёткий ритм шага, простая и ясная мелодия, строгие симметричные формы.

 

Марши бывают военные, празднично-торжественные, спортивные, траурные, свадебные, детские. Маршевая музыка применяется не только для организации движения, она красиво звучит в оперных, балетных, симфонических произведениях.

 

История марша своими корнями уходит вглубь веков. По рисункам на сохранившихся глиняных сосудах можно судить, что различные процессии в Древней Греции сопровождались игрой на музыкальных инструментах. В маршевом порядке входил на сцену и уходил после представления хор Древнегреческой трагедии. В средние века в военных походах использовалась сигнально-маршевая музыка. Для пышных королевских церемоний при Людовике ХIV писал марши придворный композитор Жан Батист Люли. Героические черты присущи маршам Великой французской революции и навеянным ею бессмертным творениям Бетховена.

 

В России марш вошёл в репертуар военных оркестров при Петре I. Позднее у каждого полка появился свой марш. Например, «Марш Преображенского полка», «Марш Измайловского полка».

 

Широко известен русский походный марш «Прощание славянки». Музыку этого марша сочинил военный дирижёр Василий Агапкин. Название марша связано с событиями на Балканах 1912 года. Он посвящён женщинам-славянкам, провожавшим своих близких на фронт воевать с турками. В марше распевность соединяется с мужественностью. Исполняет духовой оркестр.

 

«Военным» называется марш Шуберта. Действительно, в нём есть черты, свойственные таким маршам, но он не предназначен для марширования. Это камерно-инструментальная музыка — музыка для небольшого состава исполнителей. Кроме острого пунктирного ритма и мощных устойчивых музыкальных интервалов начала, в нём нет ничего «воинственного».

 

Торжественным маршем встречают победителей во втором действии оперы «Аида» композитора Джузеппе Верди. Ликующе-ярко звучит солирующая труба, поддержанная мощью всего симфонического оркестра.

 

Во время свадебных церемоний, подчёркивая торжественность момента, часто используется музыка «Свадебного марша» Мендельсона, написанная к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».

 

Скорбно и мрачно звучит марш Шопена из Сонаты №2 для фортепиано. Его музыка, переложенная для духовых инструментов, сопровождает траурные церемонии.

Лёгкие шаги марширующих детей слышатся в пьесе Прокофьева «Марш» из его альбома для фортепиано «Детская музыка».

 

 

Характер сказочного персонажа Черномора в опере Глинки «Руслан и Людмила» чётко вырисовывается в причудливом марше, где грозное и смешное сочетается с фантастическим.

 

В музыкальных иллюстрациях Георгия Свиридова к повести Пушкина «Метель» вступление гусарского полка в городок изображается «Военным маршем». Лихо, браво, с юмором исполняется и «Гусарский марш» Андрея Петрова из музыки к кинофильму «О бедном гусаре замолвите слово».

 

В опере «Фауст» Шарля Гуно воины возвращаются домой с победной патриотической песней в характере торжественно-героического марша. Энергично и решительно звучит мужской хор.

 

Подражая взрослым солдатам, маршируют и поют мальчики, гуляя по аллеям Летнего сада Петербурга в первом действии оперы Чайковского «Пиковая дама». Мальчик-командир отчётливо выкрикивает слова команды. Стройностью и слаженностью детского хора восхищаются нянюшки и гувернантки.

 

По-кукольному легко звучит «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Чайковского.

 

Венгерский марш, названный по имени руководителя национально-освободительного движения начала 18 века Ф. Ракоци, стал известным благодаря обработкам великих композиторов: Берлиоза, Листа, Эркеля. «Ракоци-марш» используется в драматической легенде Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста». В музыке обращают на себя внимание характерные кадансовые обороты (те, которые завершают музыкальное построение) стиля вербункош.

 

Вербункош — жанр венгерской танцевальной музыки, появившейся во второй половине 18 в., а также стиль венгерской инструментальной музыки конца 18 — начала 19 века.В основу вербункоша лёг мужской танец вербунк, исполнявшийся на проводах в армию.

 

«Великолепный марш» № 4 английского композитора-романтика Эдварда Элгара отличается благородной сдержанностью пластичных тем, красочностью оркестровки, стройностью формы.

 

Ирина ШАТЕРНИК

Библиотека детских журналов
Белорусский интернет-портал о домашних животных
Детский правовой сайт
Ахова птушак Бацькаўшчыны
Разработка сайта: БЕЛТА