Лилия Федоровна КУЗНЕЦОВА — отличник образования Республики Беларусь. Около 20 лет работала в Министерстве образования, курировала вопросы начального образования. Неоднократно награждалась Почетными грамотами министерства.
Автор учебных программ, учебных пособий по основам безопасности жизнедеятельности, факультативным занятиям “По ступенькам правил здорового питания”, составитель хрестоматий по русскому и белорусскому литературному чтению. В настоящее время — начальник организационно аналитического управления научно-методического учреждения “Национальный институт образования” Министерства образования Республики Беларусь, заместитель главного редактора научно-методического журнала “Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа”, член секции начального образования при Научно-методическом совете Министерства образования Республики Беларусь, председатель первичной организации Национального института образования РОО “Белая Русь”.
Учитывая актуальность для общества проблемы здорового образа жизни, акцент в интервью делаем на факультативном курсе “По ступенькам правил здорового питания”.
Профессию я выбрала сама. В детстве с восторгом замечала, с каким уважением относились мои родители, родители одноклассников, все жители к школьным учителям. Когда учитель шел по улице, люди останавливались, чтобы улыбнуться, поздороваться, спросить, как дела. Ему верили, его уважали и этому учили своих детей. Мне хотелось хоть немного быть похожей на этих скромных, умных, уважаемых всеми людей. Я понимала, что это не просто, что это надо заслужить. И путь служения людям видела только в профессии учителя. Все игры в детстве были “в школу”. О других профессиях я не задумывалась. И я ни минуты не жалела, что выбрала этот путь.
Считаю, что школа — это дом детства, святое место, где должны работать люди с горячими, искренними сердцами. Без радости, света и тепла невозможно взрастить в душе ребенка ростки добра, любви, счастья, которые так необходимы каждому человеку в жизни.
Понимаешь, мама, я — учитель,
Видишь, я вхожу, бледнея, в класс.
Это мне решили поручить их —
Сорок душ и восемьдесят глаз.
Учитель — сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди меня...
Л. Ошанин
Слова этой песни — считаю ее учительским гимном — на всю жизнь остались в моей памяти.
Я всегда задумывалась над тем, почему Учитель не увековечен. И вот благодаря ректору БГПУ им. М. Танка Александру Ивановичу Жуку у входа в главный корпус педагогического университета возведен монумент “Учительница первая моя”. Скромная молодая девушка с убранными волосами и в строгом костюме — символ искренней признательности педагогам разных поколений и разных лет. Считаю, что возведение монумента, посвященного представителям педагогической профессии, — событие знаковое. Всегда с волнением и признательностью прохожу возле этого места. Ведь в жизни каждого был первый учитель, который стал настоящим примером, человеком, открывшим путь в великую страну знаний. Без учителей не было бы Пушкина, Чайковского, Гагарина и многих других великих людей.
Лилия Федоровна, Вы являетесь одним из авторов действующего учебно-методического комплекса для факультативных занятий “По ступенькам правил здорового питания”. В чем его уникальность?Отвечу словами ЖанаЖака Руссо: “Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.
Здоровый образ жизни — это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, но и питание, потому что “мы то, что мы едим”. Эта поговорка кратко отражает суть проблемы. Те, кто питается неправильно, часто имеют избыточный вес, различные кожные высыпания, заболевания желудочно-кишечного тракта.
Цель факультативных занятий “По ступенькам правил здорового питания” — формирование у учащихся культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Специальная обучающая программа для учащихся I—IV классов “По ступенькам правил здорового питания” была создана в 2010 г. Вместе со мной ее авторами выступили Е. С. Грабчикова и В. Л. Маевская. Разрабатывалась она в рамках реализации меморандума между Министерством образования Республики Беларусь и Представительством ООО “Нестле Россия” в Республике Беларусь с целью формирования знаний и навыков здорового питания у учащихся начальных классов. При составлении программы мы консультировались со специалистами Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, и Института возрастной физиологии Российской академии образования.
Внедрение учебной программы факультативных занятий “По ступенькам правил здорового питания” в учреждениях образования Республики Беларусь началось с 2011 г. Для каждого класса разработан учебно-методический комплекс, включающий учебную программу, методическое пособие для учителя и яркую, красочную рабочую тетрадь для учащихся.
Какие вопросы рассматриваются на этих факультативных занятиях? С чего начать педагогам внедрение учебной программы факультативных занятий “По ступенькам правил здорового питания” в своем классе?
С чего начать? Прежде всего учителю надо познакомиться с содержанием, целями и задачами учебной программы факультативных занятий “По ступенькам правил здорового питания”.
В установленном порядке проводится организационная работа по зачислению учащихся на факультатив. Результаты педагог доводит до заместителя директора, курирующего вопросы начальных классов и осуществляющего работу по обеспечению факультативных занятий учебно-методическими комплексами для каждого класса.
Факультативные занятия рассчитаны на 17 часов в каждом классе. Учителю предоставлен выбор, как организовать проведение занятий: 1 раз в 2 недели в течение года или 1 раз в неделю в течение полугодия.
Обучение носит интерактивный характер и представляет собой систему игровых заданий. Мы старались подбирать познавательные и интересные для учащихся вопросы, что позволяет ребятам легко и эффективно осваивать секреты правильного питания.
Учащиеся узнают об основных питательных веществах, полезных продуктах и блюдах, принципах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета. А помогают им в этом герои, которые “оживают” на страницах рабочих тетрадей и ведут за собой по ступенькам из класса в класс, увлекая ребят в страну здоровья.
Грамотное внедрение учебной программы “По ступенькам правил здорового питания” поможет систематизировать знания детей, учителей и родителей о правильном питании и здоровом образе жизни, сформировать вкусовые предпочтения учащихся в пользу полезных продуктов, выработать у школьников привычку соблюдать режим дня, рацион питания и здоровый образ жизни. Данную программу можно реализовывать только на факультативных занятиях?
В первую очередь учебная программа “По ступенькам правил здорового питания” рекомендована для факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования. Но также она может быть использована в работе учреждений дошкольного образования, интернатах, учреждениях дополнительного образования — центрах детского творчества, студиях и т. п. Программа может быть реализована и во внеклассной работе — на классных часах, конкурсах, праздниках и других мероприятиях, связанных с формированием здорового образа жизни, или в качестве дополнительного материала на уроках (математики, русского языка, литературного чтения, предмета “Человек и мир”), в группах продленного дня, кружковой работе.
Можно ли уже говорить о каких-то результатах?
Работа по учебной программе факультативных занятий “По ступенькам правил здорового питания” вносит важный вклад в формирование культуры здоровья подрастающего поколения. Как показывают результаты первого исследования, проведенного компанией “Нестле” в Республике Беларусь, внедрение программы позволяет эффективно формировать у учащихся полезные привычки и навыки, связанные с правильным питанием и заботой о собственном здоровье. Участие в программе меняет поведение школьников, а также способствует совершенствованию питания в их семьях.
Делятся ли опытом своей работы по программе педагоги?
Организуются семинары-практикумы, конференции, круглые столы, на которых обсуждаются вопросы по внедрению данной учебной программы, происходит обмен опытом.
Вот уже два года проводится конкурс методических разработок, что позволяет педагогам обмениваться творческими идеями по воспитанию культуры здоровья у школьников со своими коллегами из разных регионов. Победители конкурса участвуют в ежегодной международной конференции, которая проходит в Москве.
В І Международном конкурсе на знание основ правильного питания приняли участие школьники из России и Беларуси. Победу одержали два класса — из Столбцов и Брянска. В ходе телемоста “Брянск — Столбцы — Минск — Москва” классы-победители рассказали о своих достижениях.
Если в установленном порядке в школе принято решение о проведении факультативных занятий “По ступенькам правил здорового питания”, каковы следующие шаги?
Для проведения факультативных занятий нужны:
Заявки (количество рабочих тетрадей для I, II, III, IV классов и количество методических пособий) учреждение образования направляет в управление либо отдел образования рай(гор)исполкома, которые формируют общую заявку от района (города) и направляют в ИРО. Данная информация поступает ООО “НестлеБел”.
Что пожелаете читателем нашего журнала?
Когда-то учитель мог только мечтать о такой научной и методической поддержке, поэтому читателям пожелаю в полной мере использовать возможности издания. Журнал “Пачатковая школа” — это гордость белорусского учительства! Он помогает педагогу идти в ногу со временем. Настоящий учитель на каждом уроке всегда дает гораздо больше, чем заложено в учебной программе: помогает ребенку понять себя, ответить на многие важные вопросы, вкладывает в учеников частичку своей души, стремится показать им, как важны порядочность, справедливость, доверие, уважение друг к другу, любовь к родной стране. “Пачатковая школа” — добрый помощник в работе. Спасибо всем, кто с такой любовью и ответственностью работает над ежемесячным выпуском журнала.
Спасибо, Лилия Федоровна, за Ваши интересные и содержательные ответы, за глубокое освещение такой важной и нужной темы.
Беседовала О. В. ВАНИНА