В 1970 году окончил художественно-графический факультет Витебского пединститута. Учился у художников И. Столярова, Г. Кликушина, В. Ральцевича. В 1970—1975 годах преподавал в СШ № 90 г. Минска. В 1975—1978 гг. работал заведующим кабинетом изобразительного искусства Минского городского института усовершенствования учителей, руководил студией художников-педагогов в Доме учителя в Минске. С 1978 года преподает на факультете начального образования БГПУ им. М.Танка (в настоящее время — старший преподаватель кафедры эстетического образования).
Виктор Николаевич — автор учебных программ и методических пособий по изобразительному искусству для школ, педагогических училищ и вузов, написал более 80 статей по художественному воспитанию. Художник работает в жанре пейзажа, натюрморта, известен как график, акварелист. В. Н. Данилов много путешествует. Наиболее яркие впечатления от поездок нашли отражение в его рисунках, гравюрах, картинах. В настоящее время Виктор Николаевич пишет серию картин, посвященных древней архитектуре Беларуси (Мир, Заславль, Несвиж, Полоцк) и России (Псков, Великие Луки). В художественных выставках Виктор Николаевич участвует с 1968 г.
Персональные выставки проходили в Беларуси (Минск, Витебск, Несвиж, Заславль) и России (Москва, Псков, Великие Луки). Работы художника находятся в фондах музеев Самарканда, Пскова, Минска, Заславля, Несвижа и частных коллекциях в России, Англии, США, Польше и других стран. Коллектив издательства «Пачатковая школа» поздравляет своего давнего автора Виктора Николаевича Данилова с юбилеем. Желаем мастеру доброго здоровья, творческого вдохновения, новых замечательных работ!
Образы, навеянные историей
Ретроспективная выставка живописи и графики Виктора Данилова «Мой путь», посвященная 65-летию художника, открылась на сайте издательства. На ней представлены рисунки, гравюры, акварели и живописные полотна автора. Предлагаем познакомиться с работами художника, отражающими историю Беларуси и России.
Зимнее утро. Псковский кремль» (1975)
Псков — древний русский город, которому более 1100 лет. В центре города на высоком холме у слияния двух рек Великой и Псковы расположен старинный кремль, вдохновивший автора на создание пейзажа. Зимнее утро. Город медленно просыпается. Старый кремль укутан снегами. Композиция картины проста, но оригинальна и нестандартна — мы видим кремль сверху. В центре — гордость Пскова, Троицкий собор, который, по преданию, был заложен при княгине Ольге. Высокий храм окружен могучими стенами с башнями-великанами. Холодная гамма цветов, серебристый колорит помогают создать суровый и загадочный образ северной русской сказки. На переднем плане горожане встречают заморских купцов, приплывших по великому водному пути «Из варяг в греки».
В домах затопили печи. Белые струи дыма обвивают купола церквей и высокие шатры сторожевых башен, сливаясь в белое туманное покрывало. Контрастно выглядят темные крепостные стены и башни на белоснежном фоне. Легкая динамика дымов, акценты маленьких домишек подчеркивают величественность статичной композиции. Квадратный формат картины помогает создать спокойную и уравновешенную композицию исторического пейзажа. Картина выполнена в сложной технике акварельной живописи, с применением различных приемов (письмо по «сырому», формальные заливки, белые отмывки, прострелы красочного слоя, мягкие мазки в деталях). Акварель удачно передает настроение автора, любовь к историческому пейзажу, помогает создать сказочный образ древнего Пскова.
«Вязынка. Конец зимы» (2009)
Вязынка — небольшая деревушка на Минщине, родина великого белорусского поэта Янки Купалы. Картина написана с натуры на пленэре. Художник любуется природой, воспевает ее. Графическая динамика и живописная нежность, декоративность композиции и лирический реализм создают тот единый художественный образ, который легко соотносится с поэзией Купалы, белорусским фольклором. Горизонтальный формат картины типичен для пейзажей, высокий горизонт позволяет художнику масштабно показать пространство. На переднем плане мы видим энергичный изгиб маленькой речки, по берегам которой растут высокие деревья, на среднем — четкими рядами расположились дома, на дальнем — волнистые холмы и пригорки с поэтическими синими далями. В композиции картины происходит удачное слияние ритмических вертикалей деревьев и спокойных горизонталей речки, заборов, перелесков. Центр композиции — дома, освещенные ярким февральским солнцем.
Они робко прячутся за речкой, которая вскрылась и несет по еще спящей земле бодрую и радостную мелодию наступающей весны. На картине мы видим первые проталины, лучи солнца на стенах домов, теплые стволы и ветви просыпающихся деревьев и холодные голубые тени от них на бело-розовом, перламутровом снегу. Художник наполняет чувствами этот простой пейзаж. Дыхание весны коснулось земли и мы чувствуем, как природа пробуждается. Мы слышим журчание ручейков, пение первых птиц, тихие радостные разговоры людей на улице. Картину заполняют контрастные цветовые сочетания, теплые рыжие проталины и холодные голубые тени, розовое снежное покрывало и синие дали. Конец зимы и начало весны — это волшебное время пробуждения природы, время создания чудесных образов, которые старались передать в своих картинах И. Левитан, К. Юон, В. Цвирко и другие великие художники.
«Несвиж. Воскресная прогулка» (2007)
Несвиж — город-легенда, бывшая столица «некоронованных королей» Радзивиллов. Сегодня Несвиж — оживленный туристический центр. Здесь сохранилось много исторических памятников. В первую очередь — знаменитый радзивилловский замок. «Воскресная прогулка» — художественный образ, который воскрешает старинный, окутанный легендами замок. Композиция картины фронтальна. На первом плане — люди, прогуливающиеся у стен замка, который еще «спит». Воскресное зимнее солнце пытается его разбудить. Автор не детализирует фигуры гуляющих, предлагая зрителю дорисовать их, догадаться, кто они.
На втором плане — главный вход, через который художник приглашает зрителя пройти в замок, осмотреть его двор, высокие башни, многочисленные покои. Колорит картины построен на сочетании охристых тонов архитектуры, холодных голубых красок зимнего пейзажа и оттенков розового на небе. Архитектурный образ старинного замка, живущего в ХХI веке, — главная идея автора. Художник ритмично «строит» объем замка, любуется пропорциями и деталями. Для создания единого образа прошлого и настоящего, большого и малого, небесного и земного мастер талантливо сочетает контрастные архитектурные и природные формы. Картина написана на холсте масляными красками. В ней гармонично сочетаются живописность и графика, декоративность и архитектурная строгость, реализм и символика.
«Заславль. На Рождество» (2004)
Заславль — город древний. Веками он очаровывал своими легендами и преданиями, пейзажами и памятниками архитектуры. Картина «Заславль. На Рождество» — это приглашение художника совершить историческое путешествие. Святое Рождество, Коляды — это любимый праздник, Праздник Веры и Надежды, веселья и сострадания, щедрости и благополучия. Небольшой городок оживает. Тишина и покой, ожидание торжества царят на картине. Люди собираются у храма, чтобы вместе порадоваться Рождеству Христову. Все едино — большое и малое, тишина и таинство, Вера и Надежда. Композиция картины асимметрична, имеет единый композиционный центр — Спасо-Преображенский собор. Вокруг него ютятся домишки.
Храм расположен в центре старинной крепости и закрыт валом и бастионами. Картина написана реалистично и свободно, бережно и нежно. Следует прежде всего выделить живописные достоинства полотна. Художник умело применяет различные средства выразительности: контраст светлого и темного; колорит построен на единстве розово-голубой гаммы; мягкие, «сонные» горизонтали сменяются стройными вертикалями деревьев, совершенными и простыми формами храма.